Интервью с Григорием Ивлиевым, руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), заслуженным юристом Российской Федерации — ФАПРИД
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение 
«Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
+7 495 604 48 07

Интервью с Григорием Ивлиевым, руководителем Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент), заслуженным юристом Российской Федерации


Опубликовано в журнале «Законодательство", N 3, март 2018 года.

- Уважаемый Григорий Петрович, расскажите, пожалуйста, о том, как новые технологии могут повлиять на государственную систему учета объектов интеллектуальной собственности и исключительных прав на них.

- Для нас этот вопрос стоит немного иначе: как должна реагировать система администрирования объектов права интеллектуальной собственности на развитие современных технологий?

Полагаю, что ответ на него следует искать в процессе тесного международного сотрудничества, обмена опытом. Существует мировая патентная система, участники которой настроены оптимистично, используют новые технологии для совершенствования сферы интеллектуальной собственности.

Хочу отметить, что направление системного решения уже задано: в январе 2018 г. Правительство России утвердило ряд ключевых, основополагающих документов, определяющих развитие в стране цифровой экономики. Были подписаны четыре плана по важнейшим направлениям: нормативному регулированию; формированию исследовательских компетенций и технологических заделов; информационной инфраструктуре; информационной безопасности. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) вошла в число ведомств, ответственных за реализацию этих планов. Сегодня наши эксперты первыми получают заявки на изобретения, в которых используются прорывные технологии. Мы находимся в эпицентре технологических изменений.

Среди задач, которые Правительство России поставило перед Роспатентом, хочу отметить четыре проекта, предполагающие разработку и ввод в промышленную эксплуатацию:

- открытой инфраструктуры поиска патентной информации и средств индивидуализации негосударственных сервисов на основе международных источников патентной информации;

- системы предоставления услуг регистрации прав на объекты промышленной собственности и средств индивидуализации в цифровом виде, а также ее интеграцию с государственными системами (включая инфраструктуру электронного правительства) и негосударственными платформами;

- полностью автоматической формальной экспертизы при регистрации прав на новые технологии;

- сервиса государственной регистрации предоставления права использования объектов интеллектуальной собственности.

Эти проекты можно назвать "цифровизацией" Роспатента.

- Каков в связи с этим план ближайших действий Роспатента?

- Мы разработали ряд законодательных новелл, которые учитывают технологические изменения, происходящие сегодня в мире.

Во-первых, Роспатент предлагает проект закона об уточнении возможности описания изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и товарных знаков в форме цифровых (в том числе трехмерных) моделей при их государственной регистрации. Проект учитывает одновременно развитие сектора больших данных и применение искусственного интеллекта на этапе экспертизы заявок. Задачей изменения законодательства является создание процедуры, направленной на сокращение сроков и повышение качества экспертизы, комфорта регистрационной системы, ее доступности.

С практической точки зрения речь идет о создании максимально полного реестра 3D-моделей. На этапе экспертизы искусственный интеллект будет сравнивать заявленную 3D-модель с уже зарегистрированными объектами интеллектуальной собственности. Он будет анализировать сходства и отличия заявленного объекта с существующими объектами, выделять их с помощью разных цветов и предлагать варианты заключения. Эксперт Роспатента будет выступать как лицо, которое проверяет полученное заключение (проект), подтверждает его аргументированность или, наоборот, отмечает его несостоятельность, если для этого есть основания. Во многих случаях ему останется только нажать на кнопку, чтобы поставить свою электронную подпись под итогами экспертизы.

Во-вторых, это проект закона о передаче части функций аккредитованным Роспатентом организациям для проведения информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности заявок на изобретение или полезную модель. Данный акт позволит ускорить процедуру экспертизы по существу. Назову и иные ожидаемые эффекты:

- создание конкурентного рынка услуг и расширение инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности за счет вовлечения широкого круга экспертов и специалистов;

- повышение качества (надежности) патента за счет привлечения отраслевых специалистов в конкретной области науки и техники для определения уровня и оценки патентоспособности технического решения до начала проведения экспертизы по существу;

- сокращение сроков получения патента на изобретение и полезную модель,создание гибких условий для заявителей, предусматривающих возможность дополнительного сокращения сроков получения патента на изобретение и полезную модель в связи со срочным проведением работ аккредитованной организацией;

- популяризация изобретательства, повышение компетенций научного сообщества в сфере патентования;

- создание новых информационных решений, направленных на обработку массивов патентной и научной информации за счет средств частных компаний, вовлеченных в процесс патентования изобретений и полезных моделей.

В-третьих, это проект закона о введении электронных охранных документов, сокращение перечня юридически значимых действий на основании нотариально удостоверенной доверенности, предоставления возможности использования простой электронной подписи при обращении за предоставлением некоторых государственных услуг Роспатента.

С учетом доступности и открытости реестров, содержащих информацию о зарегистрированных результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации и их правообладателях, а также ускоренного перехода сферы государственных услуг на электронный формат предлагается изменить форму выдаваемых охранных документов, отказаться от бумажных носителей в пользу электронной формы. Эти меры, на наш взгляд, приведут к сокращению административных барьеров, стимулируют патентную активность, повысят скорость и доступность осуществления Роспатентом своих государственных функций.

При этом для совершения действий, которые могут потенциально нанести ущерб интересам правообладателя (например, повлечь прекращение прав правообладателя в отношении зарегистрированного объекта интеллектуальной собственности полностью или частично), по-прежнему будет требоваться применение усиленной квалифицированной электронной подписи.

В-четвертых, это проект закона о предварительных патентных заявках.

В 2017 г. на Всероссийском форуме "Будущие интеллектуальные лидеры России" Владимир Владимирович Путин особо отметил необходимость внедрения инструментов для предпатентования. Роспатент проработал юридическую основу эффективного механизма предварительной заявки, направленного на ускорение процедуры патентования для повышения коммерческого потенциала разработок, увеличение скорости выхода разработчиков на рынок.

Право на подачу предварительной заявки состоит в том, что заявитель может подать заявку без формулы с описанием, которое может быть составлено без соблюдения формальных требований, за исключением одного: в предварительной заявке должна быть раскрыта сущность технического решения. После этого заявка, оформленная в соответствии с установленными правилами, должна быть представлена в течение 12 месяцев. Если это требование выполнено, приоритет изобретения (полезной модели) будет установлен по дате подачи предварительной заявки.

В-пятых, это проект закона о лицензировании на стадии заявки. Лицензирование технических решений, раскрытых в заявке, по которой еще не выдан патент, позволит на ранней стадии начать коммерциализацию инновационных разработок. Данная новация станет дополнительным средством активизации гражданско-правового оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности. Необходимо упорядочить отношения заявителя и иных участников инновационного процесса на начальном этапе, до момента получения заявителем патента.

Представляется, что такое изменение приведет к двум положительным последствиям: сокращению сроков коммерциализации технического решения с упрощением процедуры передачи прав и исключением из сделки дополнительно опционного или предварительного договоров либо лицензий на ноу-хау; повышению мотивации заявителей, авторов путем закрепления возможности выплаты вознаграждения за использование технического решения еще на стадии рассмотрения заявки.

Полагаю, что эти меры повысят заинтересованность авторов в коммерческом успехе разработки и ее совершенствовании.

- Готовы ли упомянутые законодательные инициативы Роспатента к внесению в Государственную Думу через Правительство России?

- В настоящий момент эти инициативы прорабатываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в числе которых прежде всего Министерство экономического развития и Министерство образования и науки.

- Уважаемый Григорий Петрович, будет ли Роспатент применять технологию блокчейн, например, при ведении реестра объектов и принадлежности интеллектуальных прав, возникающих в связи с этими объектами?

- Некоторые участники общественной дискуссии предлагают использовать блокчейн-технологии для закрепления приоритета и (или) исключительных прав на объекты патентного права и средства индивидуализации. Однако ценнейшим достижением российской системы охраны интеллектуальной собственности является проверочная экспертиза, качество которой признано во всем мире. Недавно наш статус международного поискового органа был в очередной раз подтвержден ВОИС. Такая система гарантирует правообладателю надежность предоставляемой правовой охраны и надежность сделок с объектами интеллектуальной собственности.

Отказ от системы проверочной экспертизы, которая гарантирует мировую новизну, оценивает изобретательский уровень разработок и их промышленную применимость, в разы снизит инвестиционную привлекательность российского рынка интеллектуальной собственности. Этого ни в коем случае нельзя допускать.

В то же время итоги наблюдений за развитием новых технологий заставляют нас признать, что вскоре многие из них, скорее всего, перейдут из разряда технологических прорывов в категорию привычных явлений. Это когда-то произошло с персональными компьютерами, с сетью

Интернет. Сейчас наступила очередь технологий идентификации - систем распознавания голоса, отпечатков пальцев и лиц, которые уже есть почти в каждом смартфоне. К оперативным изменениям нас подталкивает общая ситуация, касающаяся регистрации объектов интеллектуальной собственности с применением прорывных технологий.

Описания различных вариантов реализации технологии блокчейн активно включаются в формулы патентных заявок. Так, в России по теме блокчейн в 2017 г. было подано 285 заявок. По сравнению с 2016 г. (54 заявки) количество заявок увеличилось более чем в пять раз. В первые недели 2018 г. уже подано 8 заявок. Важно интенсивно развивать и поощрять инновации, связанные в том числе с использованием технологии блокчейн - технологии распределенных реестров, искусственного интеллекта и сектора больших данных. Мы готовы формировать правовую платформу цифровой среды, в которой экономические процессы получат нужное ускорение.

- Есть ли, на Ваш взгляд, перспективы у применения технологии блокчейн в процессе коллективного управления исключительными правами, средствами технической защиты объектов права интеллектуальной собственности?

- В России при участии фонда "Сколково" и ряда университетов, в частности Университета ИТМО, обществ по коллективному управлению правами (РСП, РАО, Партнерства по защите и управлению правами в сфере искусства) создан проект, получивший название IPCHAIN*(1). Это некоммерческий проект, который должен не только сделать возможной регистрацию, но и отслеживать использование существующей интеллектуальной собственности. Одним из участников системы является Национальный реестр интеллектуальной собственности (НРИС), который был создан при поддержке Роспатента. Это репозиторий цифровых форм объектов интеллектуальной собственности. НРИС, по замыслу создателей, станет первым цифровым агрегатором, который позволит пользоваться смарт-контрактами IPCHAIN, т. е. сделками, которые исполняются автоматически. Недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве с ассоциацией IPCHAIN, так что со стороны Роспатента развитию проекта будет оказано посильное содействие.

- Будут ли эти реестры общедоступными, с открытыми стандартами спецификации, совместимыми с международными аналогами (при их появлении) и возможностью присоединения к национальным реестрам других патентных ведомств? Станут ли эти сведения частью открытых данных Роспатента?

- Весь мир движется к открытости данных, к их стандартизации и сочетаемости. Россия здесь не исключение. Вы могли слышать, как В.В. Путин в своем послании не раз заострял внимание на развитии государственных цифровых сервисов, их доступности, удобстве для граждан и предпринимательского сообщества. Среди проектов программы "Цифровая экономика", за реализацию которых в числе других ведомств отвечает Роспатент, есть разработка и ввод в эксплуатацию функциональных и технических требований к открытой инфраструктуре поиска патентной информации и средств индивидуализации для развития негосударственных сервисов на основе международных источников патентной информации, в том числе с учетом их использования в сервисах, создаваемых на основе открытой общественной сетевой платформы. Так что вариант, о котором говорите вы, не исключен. Данные будут доступны всем, а вот их аналитическая обработка, создание патентных ландшафтов и патентной аналитики высокого уровня - это уже новый уровень сервиса. В нашей структуре этим уже занимается проектный офис Федерального института промышленной собственности (ФИПС), который получил статус преквалифицированного провайдера патентной аналитики уровня Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Это дает нам право участвовать в международных проектах ВОИС.

- Повлияет ли выход на коммерческий рынок доступных населению инструментов для трехмерной печати 3D-принтеров) на правовую охрану материального воплощения объектов дизайна, полезных моделей, промышленных образцов?

- Уже очевидно, что 3D-печать - это качественный скачок в развитии технологий, она предоставляет человечеству недостижимые ранее возможности, упрощая приобретение и использование материальных ресурсов и сокращая капитальные затраты.

В то же время развитие технологии 3D-печати может повлечь за собой массовое нарушение прав на товарные знаки и промышленные образцы (дизайн).

В процессе сканирования объекта, на котором изображен товарный знак производителя, и последующей печати цифровой модели конечный потребитель нарушает право на товарный знак - нанесение охраняемого обозначения или его воспроизведение. Таким образом, возможно обесценивание брендов в условиях, когда каждый может использовать 3D-принтер для нанесения на любой товар любого логотипа.

Требует обсуждения целесообразность включения в гражданское законодательство запрета на использование цифровых копий объекта, в котором воплощены охраняемые объекты интеллектуальной собственности, без согласия обладателя прав на произведение или владельца патента.

Сами же 3D-принтеры могут быть патентоспособными изобретениями. Материалы, используемые при печати, также могут быть запатентованы в качестве нового вещества. Очевидно, что количество таких патентов должно возрасти пропорционально развитию и распространению аддитивных технологий.

Для нас развитие технологий 3D - это серьезный вызов, и мы должны ответить на него в части правового регулирования и защиты объектов интеллектуальной собственности.

- Уважаемый Григорий Петрович, благодарим Вас за интересную беседу!

Оригинал материала

Возврат к списку

X

Задать вопрос